Форум » История России » Володина Т.А. История и национализм.www.iriss.ru/attach_download?object_id=000150070125&attach_id... » Ответить

Володина Т.А. История и национализм.www.iriss.ru/attach_download?object_id=000150070125&attach_id...

Александр Трухин: В «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзин познакомил русскую публику с одним анекдотом времен французской революции. «В одной деревеньке близ Парижа,– писал он, – крестьяне остановили молодого, хорошо одетого человека, и требовали, чтобы он кричал с ними: vive la nation! да здравствует нация! Молодой человек исполнил их волю; махал шляпою и кричал: vive la nation! Хорошо! хорошо! сказали они: мы довольны. Ты добрый Француз; ступай куда хочешь. Нет, постой: изъясни нам прежде, что такое... нация?» В этом эпизоде чувствуется ироническая усмешка дворянина, усвоившего дух космополитического Просвещения, над темным простонародьем, претендующим на звание нации. Через сто лет французский ученый Эрнест Ренан прочтет в Сорбонне знаменитую лекцию, с которой часто связывают начало теоретического осмысления национализма. Под университетскими сводами из уст известного историка прозвучало – “Qu’est ce que c’est une nation?” – как будто эхо повторило бесхитростный вопрос крестьян революционной эпохи. Пытаясь понять феномен нации, Ренан задавался простыми на вид вопросами: «Почему Швейцария с ее тремя языками, двумя религиями, тремя или четырьмя племенами, нация, тогда как столь однородная Тоскана не нация? Почему Австрия государство, а не нация?» Со времен этой лекции историки далеко продвинулись по пути изучения национализма, но однозначных ответов на «простенькие» вопросы Ренана по-прежнему не существует. С точки зрения французского историка, ни язык, ни религия, ни этническая принадлежность, ни экономика не являются главными и исчерпывающими факторами формирования нации, хотя, безусловно, они играют определенную роль в этом процессе. Нацию, по Ренану, формируют две обязательные черты: общее прошлое и общее будущее. Причем, это общее прошлое и будущее (разделяемые воспоминания и разделяемое желание жить вместе) должны сформироваться прежде всего в сознании людей. Признавая приоритетную роль за субъективным фактором, Ренан выступал своеобразным предшественником доминирующего ныне понимания нации как «воображенного сообщества». Среди ученых, занимающихся проблемами национализма, существует множество разногласий по поводу факторов, запускающих механизм формирования национального сознания, однако все они, как и Ренан, отмечают огромную роль в нем «общего прошлого» — исторических знаний и представлений. Если же историческое сознание столь важно для становления нации, то неизбежно встает вопрос о соотношении профессиональной деятельности историков и национализма. Ренан считал, что те исторические представления, которые играют роль в формировании национального сознания, и те истины, которые формулирует историк в результате исследовательской работы, по сути своей противоположны. Первые лелеют ложные представления и пестуют предубеждения, вторые же разрушают эти мифы при помощи острого лезвия исторической критики. В духе позитивистского мышления своего века Ренан считал противоестественным союз науки и мифа: «Историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности». Правда, и он все-таки написал «часто», а не «всегда». Наш современник, известный английский историк Эрик Хобсбаум смотрит на проблему по-другому: «Мы, историки, в отношении национализма играем ту же роль, что и поставщики мака в производстве героина; мы поставляем на рынок необходимое сырье». Именно в связи с признанием факта, что «нация» связана с «сознанием», в современную отечественную науку была привнесена категория «национальной идентичности». Термин этот относительно нов и необычен, хотя уже появился в словарях, что обычно является признаком вхождения категории в научный аппарат. Связь проблемы учебно-исторической литературы с формированием национальной идентичности является, на наш взгляд, очевидной, ибо историческое знание и система образования выступают в качестве необходимых факторов и компонент

Ответов - 0



полная версия страницы