Форум » История России » О "диких" финах и городских гербах » Ответить

О "диких" финах и городских гербах

Admin: В продолжении темы "Древняя Русь или Эрзя?" Изучая российскую геральдику, обращаешь внимание на обилие животных - медведи, львы, козлы, лошади, олени. Встречается экзотика в виде грифонов, единорогов и птицы Гамаюн. Специалисты считают - прообразы русских гербов следует искать в боспорских царских знаках, астральных изображениях и в княжеских символах Рюриковичей. А звери на гербах русских городов - это тотемные символы того или иного Рода. Так ли это? Православных иерархов, сурово расправлявшихся с любой формой церковного инакомыслия, языческие символы на гербах христианских городов, не смущали. Так, в конце 1850-х годов управляющий гербовым отделением Департамента герольдии Сената Борис Васильевич Кёне предложил использовать в качестве символа недавно образованной самарской губернии – Дикого козла, вместо белой козы. «Горделивый серебряный козёл на лазоревом щите внушал уважение своей уверенностью и мощью. Усиливали впечатление золотые рога, червлёные глаза, язык и чёрные копыта» . Впечатление, вероятно, было настолько велико, что сенаторы позабыли - в христианстве козел это дьявол, проклятый грешник, похоть и непостоянство. А между тем, выбор был. Ещё в 1850 году министр внутренних дел Российской Империи Л.А. Перовский предложил Сенату свой вариант герба будущего губернского центра: лазоревый щит, разделённый серебряным вилообразным крестом, символизировавшим слияние рек Волги и Самары. В верхней части помещался золотой рог изобилия, из которого сыпались золотые монеты (как олицетворение богатства, полученного от торговли). В нижних частях помещалось по одному золотому снопу пшеницы, как символы главного объекта этой торговли . Вариант Перовского император Николай I забраковал, а закон за № 25426, утверждённый Сенатом 17 июля 1851 года , предписал: использовать в качестве символа города и губернии старую эмблему, - «в голубом поле стоящая на траве белая дикая коза. Щит герба увенчан золотою Императорской короною». «Рог изобилия» и «коза», пусть даже серебренная - неравноценное сочетание. Объясняется столь «странный выбор» так: город Самара получил герб 22 декабря 1780 г. вместе с другими городами Симбирского наместничества , и этот герб в точности повторяет эмблему Самары из Знаменного гербовника 1729-1730 гг. А так как символы городов выбираются раз и навсегда – пусть будет «Коза». Геральдика и геральдисты Вехами в российской геральдике принято считать следующие события. Издание в 1705 году книги «Эмблемы и символы» - свод масонской, геральдической символики широко распространённой в литературе, искусстве и дворцовом быту 17 века. И приглашение Петром Великим в 1722 году пьемонтского дворянина Франциска де Санти «для отправления геральдического художества». Дабы собрать максимально полные сведения о населённом пункте, Санти разработал и разослал по городам Российской империи анкету: чем населенный пункт, по мнению городского руководства, примечателен. Полученные сведения переводил Иван Васильевич Ардабьев, с января 1722 года обучавший Санти русскому языку. Далее, Санти выбирал наиболее значимую, по его мнению, информацию и воплотил её в геральдическом символе. Например, из города Белёво пришла весть о большом пожаре, который случился незадолго до запроса из Москвы. Белёвские канцеляристы сочли нужным упомянуть об огненном бедствии в сведениях о городе. В результате получилась эмблема: в голубом поле стоит ячменный сноп, из которого выходит пламя . Правда, на первый взгляд, не ясно, отчего Санти изобразил горящий ячменный стог - сгорел-то город. С герботворчеством Санти много чего не понятно. Надежда Александровна Соболева пишет: «В какой мере использовал Санти присылаемые сведения для составления городских гербов? Какие городские гербы и областные гербы нарисованы под его руководством и что лежит в основе того или иного изображения, символа? На эти вопросы мы не найдём ответа в литературе, так как не сохранились или до сих пор не обнаружены рисунки гербов, сочинённых Санти» . Что имел в виду, на каком языке думал Александр Чирков , рисуя впервые самарский герб - белую козу? С какого языка переводил анкеты скрывшийся после ареста Франциска Санти его верный помощник Ардабьев? Вроде бы, ответ очевиден - основным языком общения в 18 веке служил русский язык. Однако не всё так просто как кажется на первый взгляд. В 1912 году К. Ф. Валишевский " писал: "Съ этнографической точки зрънiя девять десятыхъ страны имъли только то русское населенiе, которое оставила здъсь прокатившаяся волна недавняго колонизацiоннаго движенiя. Не было необходимости въ то время "скресь" русскаго, чтобы найти татарина и особенно финна. Основой населенія вездъ являлось финское племя" . Столпы российской истории единодушны - Великороссы, это коренное население России "заговорившее" по-русски. " Так может быть Александр Чирков и Иван Ардабьев носители мордовских фамилий думали и разговаривали на другом языке? Или, воспользовавшись своим служебным положением, Ардабьев подсказал Санти дельную задумку – использовать мордовский язык, в качестве шифра для городских гербов. Проверим, используя в качестве «дешифратора» эрзянский язык , который, по мнению профессора Д.В. Бубриха, считается «финно-угорским санскритом» - прародителем. Самарский герб «Надо думать, что на мысль дать Самаре в герб названное животное, хотя и фантастического цвета, навели существовавшие еще тогда в Самарском крае стада сайгаков, ныне совершенно исчезнувших, – предполагал знаменитый самарский губернатор Петр Алабин . Следовательно, по мнению специалистов из геральдической конторы вокруг Сергиевска водилось множество лис, Ковров славился изобилием зайцев, а поголовье Самарских коз значительно превышало все среднестатистические нормы. Но не случайно министр Внутренних дел Российской империи Перовский предлагал герб с рогом изобилия, изливающим золотые монеты. Лев Алексеевич был уверен, Самарская земля – Богатая земля. Что по-эрзянски означает – «козя мастор». Русское ухо воспримет данное словосочетание как «Козье место». А Казань это не «Закипевший котёл», и, даже не «Золотой котёл», как гласит «древняя татарская» легенда. Разумеется, нет. Казань это та же «Самарская Коза» - «Козя», то есть «Богатство». Где коза ходит, там жито родит. Где коза рогом, там жито стогом. Где коза хвостом, там жито кустом. Или «Казанань» - «государственный». Согласитесь, естественные названия для города, которому Москва платила дань. Не стоит удивляться тому, с каким упорством штурмовали Козельск «татаро-монголы» - ибо захватчиками руководствовалась банальное желание пограбить богатый торговый город. Герб Сергиевска Утвержден 6 июля 1782 года. «В верхней части щита герб Уфимский. В нижней - золотая лисица в зеленом поле, в знак изобилия этими зверями окрестностей города». Вероятно, ранее считалось, что лисы водятся исключительно в районе Сергиевска. Мне думается иное: «лисьма» по-эрзянски означает «колодец, источник». Энциклопедия услужливо подсказывает – город знаменит серными источниками. Не всякий самарец знает, что в качестве официального символа Самары первоначально планировали следующий герб: «Могила зеленая, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится в толковании доктурском или аптекорском, которое значит серу горячую, понеже, что в Самаре много могил и в земле множество родится серы» . Согласно присланной в СПб анкете, город Самара славился не хлебной торговлей, как наивно думал в последствие министр внутренних дел. И, даже, не огромными стадами пасущихся сайгаков-коз славилась в то время Самарская земля. Могилы. Огромные территории вдоль Волги занимали могильные холмы, поражая путешественников. Стоп. По-эрзянски «могила» - «калмо». То есть, почти созвучно с русским словом «холмы». А чем знаменита Самара? Правильно Девьими горами. Правда, горы Девьи не от того, что там обитало много девушек, нет. Просто «Девьи», это эрзянское слово «Диво» - «удивляться». Действительно, Жигулёвские горы – дивные по своей красоте «горо-могилы», то есть холмо-горы. И знак серы над «могилой» не просто так изображается – добыча серы на потребу петровской оборонной промышленности совершалась в Удивительных – Девьих горах. Как только не переводили гидронимы Самара и Уса! И если по поводу происхождения слова «Самара» вопрос остаётся открытым, то Уса «соотносится с монгольским нарицательным ус (усу) - "вода, река" . Однако, всё станет ясно, если знать что «Усия» по-эрзянски означает «залив», а «Само Рав» - «входящая в Волгу». Кто будет оспаривать очевидное? И так, что мы имеем? Значение изображённого на гербе Самары символа, вполне осмысленно переводятся, через эрзянский язык. Можно обвинить Ардабьева Ивана Васильевича, в превышении должностных полномочий. Сроки поджимают, анкеты поступают не регулярно, информация практически отсутствует - крутись! Однако «серебряная коза» появилась на самарском гербе в конце 18 века при Екатерине II. Обратите внимание на юмор художника: «Козя» по-эрзянски «Сея», а «Серебро» - «Сия». Золотая лисица на гербе Сергиевска, в том числе, означает, что слово «золото» - «сырне», звучит почти так же как «Сера» и «Сергиевск». И, главное, Ардабьев и Санти не окончательная инстанция. Гербы утверждались Высочайшим указом. А сие означает, что решения принимались осмысленно, с полным пониманием положения вещей на местах. И процесс составления гербов имел при всей его кажущейся массовости целенаправленный характер. Автор : Ракшин Олег

Ответов - 1

Наталья Михайловна: Эрзя - это, конечно, замечательно. Но эрзя - не прародитель русского, а диалект. Возможно, многие забытые русские слова в эрзя сохранились лучше, чем в литературном русском. Но не с эрзя есть пошёл русский литературный. Он вобрал в себя все диалекты. Всё наиболее общее из диалектов.



полная версия страницы